Фанфики о Tokio Hotel

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Фанфики о Tokio Hotel » Всё для фикрайтера » Все на прополку плеоназмов!


Все на прополку плеоназмов!

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Все на прополку плеоназмов!

Статья взята из Живого Журнала Рины "Фрези" Грант:
http://rina-grant.livejournal.com

Аллен Гатри, редактор издательства Point Blank Press, три года назад написал шуточную статью под названием "Все вместе на прополку плеоназмов!" Этот набор литературных "советов" стал культовым в среде американских авторов. Данный перевод печатается с разрешения держателя прав Роберта Блевинса с пожеланием, чтобы каждый российский автор тоже повесил распечатку этой работы над письменным столом.

Все вместе на прополку плеоназмов!

(Аллен Гатри)

Я не устану повторять, что литература -- штука субъективная. Мы в ней пытаемся добиться каждый своего. Соответственно каждому из нас нужен свой собственный набор литературных правил -- а кой-кому правила вообще не нужны! Я лично люблю правила. Даже если толку от них никакого, их приятно нарушать.

1. Избегайте плеоназмов. Плеоназм -- это слово или выражение, которые можно удалить из предложения, не изменив при этом его смысла. Например, в предложении "Все вместе на прополку плеоназмов!", "вместе" -- это плеоназм. Вычеркните его, и смысл предложения не изменится. Многие слова используются в качестве плеоназмов: "просто", "вообще-то" и "как бы" -- три распространенных сорняка этого рода ("Вообще-то я знаю, что он просто как бы килер" можно ужать до "Я знаю, что он килер"). А выражения вроде "более-менее" или "как бы то ни было" -- просто паразиты.

2. Пишите уклончивый диалог. Ваша главная задача как писателя -- нагнетать конфликт. Проведите дома или на работе следующий эксперимент: попробуйте в течение целого дня избегать прямых ответов на вопросы родственников и коллег. Ну что, получили конфликт на свою голову? Примените этот принцип к своим произведениям, и ваши персонажи отреагируют так же.

3. Заменяйте наречия образными глаголами. Заметьте, я не говорю "избегайте наречий, и точка", потому что одно наречие на пятьдесят страниц -- это нормально, ничего страшного. А вот что ненормально, так это позорно вставлять в предложение наречие, потому что вы не сумели найти точный, образный глагол. "Шел медленно" ни в какое сравнение не идет с "тащился" или "плелся". "Искренне сочувствовал" ни в какое сравнение не идет с "сострадал".

4. Везде, где только возможно, вычеркивайте прилагательные (см. п.3, везде по тексту подставить "прилагательное" вместо "наречие")

5. Два прилагательных при существительном в четыре раза хуже, чем одно. "Усталый, пожилой" человек "медленно шел" по направлению к "молоденькой, хорошенькой" девушке. Когда я читаю подобное предложение, я надеюсь, что он умрет прежде, чем до нее дотащится. Хотя в таком случае за ним может приехать "стремительная, суетливая" карета скорой помощи. Еще и "оглушительно завывая".

6. Не пишите длинных реплик в диалоге. Любая реплика длиннее трех предложений должна чем-то разбиваться. Пусть ваш персонаж что-нибудь сделает. Пусть оглядится вокруг себя. Дайте читателю представление о происходящем. Создайте нужную атмосферу.

7. Если вы повторили какую-то мысль два или более раз, выберите наилучший вариант и удалите остальное. Очень часто я вижу в рукописи повторения одного и того же образа. Это как если бы автор сказал: "Первые два варианта высказывания не очень удались, но зато третий точно получился. А если и не получился, то может, все три вместе взятые редактора убедят." Автор повторяется. Именно так. Еле уловимая разновидность плеоназма.

8. Показывайте, а не рассказывайте. Знаменитый совет, которому мало кто следует. Пример: опосредованное описание эмоций. Ваш читатель умный? Умный. Ну и пишите для него соответственно. "Лили заливалась слезами. Она была очень расстроена." Тут второе предложение следует из первого? Контекст вроде бы на это указывает. Ну и вычеркните его. Если вы хотите, чтобы читатель сопереживал, не разжевывайте ему все. Покажите ему, что происходит, а он своим умом дойдет до всего остального. У этого подхода есть еще один плюс! Поскольку кино в силу необходимости не рассказывает, а показывает, данный подход вам очень придется кстати, когда настанет время писать киносценарий по вашему роману!

9. Описания должны работать на сюжет. И постарайтесь внести в эти описания действие. Вместо того, чтобы описывать лежащую на столе книгу, пусть ваш маньяк-убийца ее возьмет, полистает и переложит на диван. Ему же надо каким-то действием разбивать свои монологи?

10. Не остроумничайте. Если взять предыдущий пример, то ваш маньяк не должен носить фамилию Живоглотов.

11. Избегайте "литературностей". Лучше пишите грубее и проще. Когда вы стараетесь звучать "как писатель", ваша авторская интонация проникает в произведение, а мешающийся под ногами героев автор никому не нужен. Авторы всех великих произведений невидимы и неслышимы.

12. Определитесь с точкой зрения (POV). Как можно раньше дайте знать читателю, в чьей голове вы находитесь. И оставайтесь в данной голове всю сцену. Это правило к вам не относится, если вы уже Великий и Выдающийся, в каковом случае можете поступать как хотите. Но суровая правда жизни состоит в том, что, хотя большинство читателей не разбирается в литературных тонкостях, они все любят читать понятные книги, а не путаные.

Примечание переводчика: Подробнее о литературном приеме "точка зрения персонажа" можно прочесть вот тут: http://rina-grant.livejournal.com/3921.html

13. Не запутывайте читателя. Если вам кажется, что какое-то место может быть читателю непонятно, значит, оно абсолютно невразумительно. Или перепишите его понятно, или удалите совсем.

14. Атрибутируйте диалог словом "сказал (-а)". Сид Флейшман называет "сказал" словом-невидимкой.

15. Очень хорошо считать читателя умным человеком. Но плохо считать его экстрасенсом, умеющим читать ваши мысли.

16. Начинайте сцены как можно позже и заканчивайте их как можно раньше.

17. Начинайте роман персонажами в действии. Всю необходимую предысторию добавите потом по ходу дела.

18. Задавайте персонажам четкие цели. Всегда. В каждой сцене. И создавайте препятствия к их достижению. Всегда. В каждой сцене. Если у фокального персонажа сцены отсутствует цель, создайте ее или удалите сцену. Если отсутствует препятствие к ее достижению, создайте его или удалите сцену.

19. Если двое персонажей испытывают взаимное влечение, не давайте им добраться до постели, пока не дадите хотя бы одному из них ревнивого спутника жизни.

20. Героя надо помучить! Мало просто загнать его на дерево. Пока он соображает, как же ему оттуда слезть, нужно кидать в него камнями.

21. В описаниях нужно задействовать все пять чувств. Авторы часто упускают из виду обоняние и осязание.

22. Варьируйте длину предложений. Я сам люблю писать короткими и всегда поражаюсь, какого эффекта можно добиться, если скомбинировать два предложения в одно.

23. Не давайте персам разговаривать правильными полными предложениями. Можете это делать только тогда, когда вам надо, чтобы они звучали, словно книжные персонажи.

24. Везде, где только возможно, ликвидируйте авторский фильтр. "Он ощутил", "он подумал", "он заметил" -- это всё фильтры. Они отдаляют читателя от персонажа.

25. Когда закончите книгу, найдите самую слабую сцену и удалите ее. Если есть такая необходимость, замените ее одним предложением или абзацем.

26. Не подсказывайте ничего читателю. "Как поживает Дональд, твой сын?" Отец Дональда вряд ли нуждается в напоминании, кем ему Дональд приходится. Эта фраза вставлена автором только для того, чтобы сообщить читателю нужную информацию.

27. Если произнесенная вслух фраза выставляет героя дураком, пусть он ее не произнесет, а подумает. Смысл останется тот же, но хоть остальные не догадаются.

28. Персонажи, которые много улыбаются и ухмыляются, кажутся читателю законченными идиотами. Также не давайте им вздыхать и пожимать плечами. От удаления всех улыбок, вздохов и пожиманий плечами рукопись практически всегда выигрывает. Улыбнуться печально -- это преступление против литературы.

29. Местоимения: большой геморрой от маленького слова. Самое полезное, что я в жизни узнал про этих мерзавчиков, это следующее: местоимение всегда относится к ближайшему стоящему перед ним соответствующему существительному. Например: "Джон достал нож из кармана и ударил им Пола в живот." Как же Полу повезло! Ведь если проследить "ближайшее соответствующее" местоимению существительное, то это будет "карман"! Соблюдайте это правило, и читателю все будет понятно.

30. Зафиксируйте момент наибольшего напряжения и держите его так долго, как только сможете. Или, как выражается Джон Д. Макдональд: "Остановите действие -- пристрелить всегда успеете."

31. Если что-то удалось вопреки правилу, забудьте про правило.

+2

2

полезная информация, спасибо
но все так сложно, если применить к собственному тексту :)

0

3

Air Heart написал(а):

полезная информация, спасибоно все так сложно, если применить к собственному тексту

Да не за что, Алиш.)
Я потом ещё инфу выложу, где будет тоже много полезного. А к собственому тексту сложно, но потом привыкаешь. Главное отложить на время текст, а потом снова просмотреть, и всё будет видно.)

0

4

Der Weisse Phoenix написал(а):

Улыбнуться печально -- это преступление против литературы.

а я вот с подобным не соглашусь.
не знаю. да, здесь есть много того, что я уже читала ранее и даже прибегаю порой при написании, но вот такая фраза и все, что близко связано...хм...у меня это уже сформировалось как мое собственное, как почерк, без этого уже не я.
но, Лин, спасибо, статья правда интересная, есть, что на заметку взять)

0

5

Di`Kastro написал(а):

а я вот с подобным не соглашусь.

Я тоже с этим не согласна, но! Если твой герой вечно улыбается печально, то наводит на странные мысли. Думаю, что не больше одного или двух раз в тексте можно использовать. Ведь улыбаются печально только при воспоминаниях, а это подходит только к определённому персонажу.)

Di`Kastro написал(а):

не знаю. да, здесь есть много того, что я уже читала ранее и даже прибегаю порой при написании, но вот такая фраза и все, что близко связано...хм...у меня это уже сформировалось как мое собственное, как почерк, без этого уже не я.

Это просто советы, поэтому пиши так, как ты привыкла. Но есть некоторые моменты при написании, которые следует соблюдать, иначе - фигня. И ещё, в наше время множество авторов пишут, что герой улыбнулся печально и тому подобное. Написал - молодец, но учти, что это должно вязаться со смыслом и образом героя. Это я не к тебе обращаюсь, а в общем.)

Di`Kastro написал(а):

но, Лин, спасибо, статья правда интересная, есть, что на заметку взять)

Да не за что.) Просто мне эта статья помогла во многом, да и другие статейки, которые я чуть позже выложу. Надо работать над собой, избавляться от ошибок, но не забывать про своё "Я"! И здесь же написно в 31 пункте:"Если что-то удалось вопреки правилу, забудьте про правило." Это тоже намёк на то, что будь индивидуальным! А то, если все буду писать так, как здесь написано, то будут авторы одинаковыми и занудными, а этого никто не требует.)

0

6

Статья довольна интересная, но спорная.
Кое-что можно для себя почерпнуть.
И, как мне кажется, самое лучшее правило - это последнее) если всех авторов загнать в одни рамки, читать будет неинтересно.
Стиль, изложение - это должно быть индивидуальным, имхо.

0

7

Der Weisse Phoenix написал(а):

вечно улыбается печально

ну про вечно - это загнула)
но вот улыбнуться и при этом явная печаль в глаза...не вижу в этом плохого. такое в моем духе

Der Weisse Phoenix написал(а):

Ведь улыбаются печально только при воспоминаниях

думаю, не только при воспоминаниях

Der Weisse Phoenix написал(а):

Надо работать над собой, избавляться от ошибок, но не забывать про своё "Я"! И здесь же написно в 31 пункте:"Если что-то удалось вопреки правилу, забудьте про правило." Это тоже намёк на то, что будь индивидуальным!


а вот это мне больше всего нравится)

Отредактировано Di`Kastro (21.07.2012 18:20:49)

0

8

o-da-vi написал(а):

Статья довольна интересная, но спорная.Кое-что можно для себя почерпнуть.И, как мне кажется, самое лучшее правило - это последнее) если всех авторов загнать в одни рамки, читать будет неинтересно. Стиль, изложение - это должно быть индивидуальным, имхо.

А никто и не говорит писать так, как тут написано. Самое главное - это стараться избегать ошибок.
Да, согласна, что есть несколько спорных пунктов, но в большинстве своём автор прав. Слишком много лишнего в текстах в наше время.
Здесь автор говорит об ошибках, а не о стиле. Ты можешь писать, учитывая все его советы, но с собственной изюминкой.) Все же люди разные.)

0

9

Di`Kastro написал(а):

ну про вечно - это загнула) но вот улыбнуться и при этом явная печаль в глаза...не вижу в этом плохого. такое в моем духе

Ну я про то, что не слишком часто это делать надо.
И да, я тоже не вижу ничего плохого в том, чтобы так написать.

Di`Kastro написал(а):

думаю, не только при воспоминаниях

Ну... Да, соглашусь. Просто у меня обычно герои счастливы или не улыбаются совсем, что необходимо для образа.

Di`Kastro написал(а):

а вот это мне больше всего нравится)

хдд Мне тоже.) Опирайся на статью, если она тебе поможет, но не забывай про индивидуальность.)

0

10

Der Weisse Phoenix
Очень полезная статья, спасибо)

0

11

Очень интересная и полезная статья))) Нашёл кучу недочётов в своём последнем фике... Буду стараться писать лучше :)

0

12

Molly Monday написал(а):

Der Weisse PhoenixОчень полезная статья, спасибо)

Рада, что помогаю людям.) И надеюсь, что она тебе поможет в будущем.)

0

13

E&E написал(а):

Очень интересная и полезная статья))) Нашёл кучу недочётов в своём последнем фике... Буду стараться писать лучше

Мне тоже понравилась. И она правда помогает.)
И Даш, нет предела совершенству! Работай над собой и своими работами.)

0

14

Инфа, без сомнения, полезна и поучительна. Но свой текст я пока хочу чувствовать и дорабатывать сама, а не следовать чьей-то указке. Моя интуиция и самокритичность - одни из лучших моих учителей :-) Хотя, почитав вышеизложенное, обнаружила, что все же следую некоторым из этих правил))

0

15

AMETHISTIUM написал(а):

Инфа, без сомнения, полезна и поучительна. Но свой текст я пока хочу чувствовать и дорабатывать сама, а не следовать чьей-то указке. Моя интуиция и самокритичность - одни из лучших моих учителей  Хотя, почитав вышеизложенное, обнаружила, что все же следую некоторым из этих правил))

Чувствовать самой текст - безусловно важно. И в данной статье автор не учит нас, как писать. Он учит избавляться от ненужного. Многим правилам можешь не следовать - твоё мнение.

0


Вы здесь » Фанфики о Tokio Hotel » Всё для фикрайтера » Все на прополку плеоназмов!


Создать форум. Создать магазин